Статьи

Что такое навык?

  • Поделиться:

Рассмотрим с вами три основные позиции.

На первый взгляд, под навыком у человека, как и у животных понимаются все формы поведения, приобретённые в индивидуальном опыте. Всё это американскими психологами бихевиоризмами понимается под навыком.

Согласно второму взгляду, понятие навыка резко сужается до способа выполнения действия. То есть, навык не рассматривается с точки зрения становления, формирования, а рассматривается уже как сам сформировавшийся навык. Эта именно та формулировка, с которой вы сталкивались на первой ступени: «Навык – это действие, доведённое до автоматизма.» Каким образом это действие формировалось, какие причины влияли, что происходит внутри этого процесса, не рассматривается. Подразумевается, что если ты энное количество раз повторишь действие, то у тебя уже будет высокоавтоматизированный навык.

Можно сказать, что на самом деле высокоавтоматизированный навык ещё обладает одним уникальным свойством. Он, как правило, перестаёт контролироваться сознательно. Самый простой пример высоко автоматизированного навыка – закрывать дверь выходя из дома. Вы не всегда помните, что вы это сделали. То есть это действие, которое вы сформировали, стало высокоавтоматизированным навыком и оно не всегда контролируется сознанием. В этом, как раз, есть большое преимущество, показывающее почему надо достигать именно высокоавтоматизированного навыка. Когда у меня навык высокоавтоматизированный, большую часть его я применяю не осознанно, но, при необходимости, я могу выделить его сознанием и применить.

Соответственно, в Системе ДЭИР мы говорим о навыке, который мы формируем и создаём сознательно. Здесь надо уточнить: говоря о навыке, мы говорим о действии. Классическое определение действия в психологии: действие это – психологически законченный элемент деятельности в процессе которого осуществляется конкретная цель. То есть, по сути дела, нет бесцельных действий, нет бесцельного повтора, нет бесцельного выполнения упражнений. Все упражнения, которые мы совершаем на фоновых занятиях, на ступенях, направленны на определенную цель. Только на этих условиях мы можем формировать навык. Навык как способ достижения определённой цели, определённых результатов. Если же я не достигаю какой-то цели, то навык не эффективен. Тогда мы его изменяем и развиваем.

Третья точка зрения соответственно. Навык – это действие изменяющее психическую структуру в процессе упражнения и доведения этого действия до известной степени совершенства: правильного, быстрого и лёгкого выполнения с высокими качественными и количественными результатами. Когда вы делаете определённое действие, вы меняетесь изнутри? Структура самого действия меняется? Меняется. То есть это действие, которое я закрепляю в рамках своей психики, и выполняю качественно, быстро, не напрягаясь, при этом получая хороший результат. Грубо говоря, кидаешь пять копеек – получаешь 100 рублей. Хороший результат.

Любая автоматизация навыка начинается с упражнения. То есть, навык никогда не формируется сразу, целиком, и всегда начинается с тренировки, проще говоря, с какого-то замедленного воспроизведения элемента действия. Что мы делаем первоначально? Мы делим одно действие на более мелкие элементы и начинаем осваивать эти элементы, разделяя их как несколько разных действий. Осваиваем каждое из этих действий. Для чего? Для того, чтобы выполнить одно действие слитно. Обращаю ваше внимание, что мы выполняем это действие осознанно. Не автоматически, не инстинктивно, не импульсивно, а осознанно. То есть, это упражнение подчиняется определённой цели. После того, как я освоил эти элементы навыка, я начинаю осваивать действие целиком. Здесь есть очень важный момент. Развивая определенный навык, я всегда хочу достигнуть цели, которая лежит за рамками этого навыка. Когда я открываю дверь, я хочу выйти из квартиры. Когда я пишу в прописи галочки, я хочу научиться писать буквы. Когда я пишу буквы, я хочу научиться писать слова. Закрепление и совершенствование навыка никогда не происходит просто при повторе. Совершенствование и развитие навыка происходит только при достижении цели которая лежит за рамками навыка, когда освоение более простого навыка служит элементом более сложного навыка. Чёрточка, буквочка, слова… Каждый раз я осваиваю более сложные движения. Только в этом случае происходит совершенствование навыка. За счёт чего? Когда я осваиваю эти элементы, они для меня разделены. Когда я объединяю их в единое действие, происходит оптимизация этих элементов.

Высокоавтоматизированный навык похож на автоматизм, но разграничен именно тем, что при формировании навыка мы осознаём цель к которой двигались, хотели получить результат и предпринимали волевое усилие. Обучались. Я ещё раз говорю: создание навыка происходит через упражнение. Упражнения. Оно не происходит автоматически. Это всё — осознанное действие, ключевой момент формирования навыка. На клубных занятиях, очень часто люди это забывают. «Процессы то вроде понятны. Зачем в двадцатый раз объяснять, что мы делаем?» В процессе упражнения, меняется не только сама структура навыка, становясь более экономной, но и происходит более сложный процесс, когда отдельные навыки сливаются в один, и всё это становится единым психическим актом. Личность, на уровне психики переживает это как единое неразрывное движение, не разделяя процесс даже внутри себя. Мы можем говорить, что мы освоили ступень только после того, как полученные знания стали элементом нашей жизни.  Навыки, которые вы приобрели на ступени стали для вас естественным психологическим актом не вызывающим ни напряжения, ни отторжения.

Рассмотрим причины, влияющие на продуктивность навыка.

Всего три из девяти причин являются объективными: состояние материальной части, характер материальной части и условия работы. Это только три из девяти причин, которые влияют на продуктивность навыка. Остальные шесть являются субъективными. Теперь важный момент. Из оставшихся шести, четыре – психологические, и две физиологические. То есть, из девяти причин, две завязаны на физиологию, три на окружающий мир. Получается, что половина – это чистый субъективизм, внутреннее переживание.

Физические причины: утомление и состояние здоровья.

Психологические причины.

Психологические причины, влияющие на продуктивность.

1-ый фактор — отношение к деятельности.
2-ой фактор – это уверенность в своих силах.
3-ий фактор– настроение с которым вы применяете навык.
4-ый фактор — динамика навыков. В том случае, если динамика навыков позитивная (а при таком настрое динамика не может быть негативной), человек выполняет упражнения, выполняет их добросовестно, он нацелен на результат.

Изучение сложных двигательных навыков позволяет выделить несколько этапов развития навыков.

Первый этап развития навыка – начало осмысления навыка, особенности выполнения действия.

Отчётливое понимание цели, но смутное понимание способов её достижения. Весьма грубые ошибки при попытке выполнить действие. Смутное понимание способа её достижения. Нейродинамический механизм – на начало формирования связи с очагом оптимального возбуждения во второй сигнальной системе.

Второй этап. Сознательное, но неумелое выполнение навыка. Особенности выполнения действия: отчётливое понимание того, как надо выполнять действие, и неточное, неустойчивое выполнение его (несмотря на высокую концентрацию произвольного внимания)

Отсутствие положительного переноса данного навыка. (То получилось, то не получилось, но нет устойчивого стабильного результата.) Нейродинамический механизм – хорошо сформированные связи во второй сигнальной системе. Очаг максимального возбуждения по-прежнему во второй сигнальной системе.

Третий этап развития навыка – автоматизация. Повышение качества выполнения действия, при ослабевающем временами произвольном внимании. Происходит упрощение, сворачивание действия, устранение лишних движений, возможность положительного переноса. «Всё чаще и чаще у меня получается, значит это я уже умею». Нейродинамический механизм: формирование связей в первой сигнальной системе, с временными переходами очага оптимального возбуждения во вторую сигнальную систему.

Четвёртый этап – высокоавтоматизированный навык. Это как раз то, что уже похоже на автоматизм. Иногда это называют вторичным автоматизмом. Особенности выполнения действия: точное, экономное, устойчивое выполнение действия, иногда становящегося средством выполнения другого, более сложного действия, но всегда выполняемого под контролем сознания. Это уже, когда навык входит в другое действие. Таких навыков на самом деле достаточно много. Обычно мы идём на автоматизацию. На третий этап. Когда частично контролирую, частично нет. Здесь же: я это действие контролирую. Нейродинамические механизмы: оптимальный очаг возбуждения связан с выполнением другого действия, а это действие выполняется приторможенными, но с прочно образованными связями. Это элемент действия, более сложного.

Пятый этап развития навыка -деавтоматизация.  Ухудшение выполнения действия, возвращение старых ошибок и напряжённости. Нейродинамический механизм: ослабление связей за счёт угасательного торможения, общего снижения тонуса коры головного мозга или отрицательной индукции.

Шестой этап развития навыка — вторичная автоматизация.

Навык же до конца не деавтоматизируется никогда.

Это плато может возникать при автоматизации, когда достигнут устойчивый хороший результат, но качественного скачка нет.

Соответственно стоит уточнить, что очень часто говоря о навыке, мы забываем о мышлении. Иногда, их даже противопоставляют друг другу. Фактически, вы понимаете, что навык формирует мышление, а новый взгляд формирует возможность новых навыков. Это вещи взаимосвязанные.

От навыков надо отличить привычки. Привычки не являются навыками. Привычка вызывает внутреннею зависимость. Навык же таким свойством не обладает.

Материал подготовлен Старшим преподавателем Взмысловым А.Ю.

Об авторе:

  • Поделиться:

Оставьте комментарий